Теоретические основы тибетской медицины

К сожалению или к счастью, в древности люди, занимавшиеся изучением природы, в том числе и медициной, не имели возможности пользоваться техническими приборами, поэтому для познания мира они использовали свое внимание, интуицию и наблюдательность. Ими было замечено, что в основе всего многообразия вселенной лежат пять элементов (стихий), или, в представлении современной квантовой физики, пять энергетических полей, обладающих изначальными определенными свойствами. Условно их назвали «Огонь», «Ветер», «Вода», «Земля», «Пространство».

Эти стихии, проявляясь в физическом плане, в сочетаниях между собой обеспечивают все разнообразие проявлений материального мира. Эмпирическим путем в древности было обнаружено, что в организме человека стихии проявляются в виде трех систем, регулирующих всю его жизнедеятельность.

Условно эти системы регуляции были названы: «Ветер» – стихия «Ветер», «Желчь» – стихия «Огонь» и «Слизь» – сочетание стихий «Вода» и «Земля». Надо понять, что названия придумывались в то время по аналогии, например, система «Ветер» названа так потому, что она обладает свойствами, похожими на ветер, то есть она быстрая, подвижная, легкая в своих проявлениях, изменчивая.

1. Система «Ветер» регулирует все виды движения, в том числе и активность психики. Это основа мыслительной функции. Она осуществляет передачу сигналов всем частям тела и обеспечивает возможность движения.

2. Система «Желчь» – это система управления жизнеобеспечением. Желчь желчного пузыря является частным материальным проявлением системы «Желчь». «Желчь» обеспечивает выработку, накопление и снабжение организма всеми видами энергии. Условно систему «Желчь» можно сравнить с гуморально-ферментативной системой регуляции.

3. Система «Слизь» – это система, управляющая всеми функциями организма, направленными на рост и стабилизацию его внутренний среды. «Слизь» удерживает все составляющие тела в единстве.

Здоровым человеком считается тот, у кого «Ветер», «Желчь» и «Слизь» находятся в сбалансированном состоянии и чья физическая энергия и выделения находятся в гармонии и постоянно регулируются.
Из китайской медицины в тибетскую пришло условное деление всех болезней на «холодные» и «горячие». Если оценить эти термины со стороны европейской медицины, то «холодные» болезни – это болезни, связанные с застойными явлениями, снижением кровообращения, с общим снижением функции какого-либо органа или системы, а «горячие» заболевания – это повышение сверх нормы функциональной активности органа или воспалительные процессы.

Каждый человек от рождения обладает определенным психофизиологическим конституционным типом. Что это значит? Это значит, что у человека регуляция жизнедеятельности происходит с преобладанием той или иной регулирующей системы («Желчь», «Ветер», «Слизь»). Европейская медицина заметила такие врожденные особенности и классифицировала их, но лишь как психический статус (холерик, сангвиник, меланхолик). Но дальше определения психотипов не пошла. Однако это только верхушка айсберга. Главное – это физиологический тип! Человек рождается определенным образом запрограммированным, его организм имеет свои особенности, свои слабые или сильные стороны из-за преобладания той или иной системы регуляции. Например, сильная сторона человека с врожденным преобладанием системы регуляции «Ветер» – это его лабильность, быстрая реакция, одаренность, повышенная восприимчивость. Но при определенном стечении обстоятельств эти же качества становятся его слабыми сторонами и определяют его склонность к заболеваниям нервной системы, аллергическим реакциям, кожным заболеваниям и т. д. Для каждого конституционного типа можно прогнозировать предрасположенность к определенным заболеваниям, которая под влиянием негативных проявлений среды или поведения проявляется как болезнь.

Следует добавить, что чистые типы встречаются редко, в основном преобладают типы смешанные, например «ветер + слизь», «ветер + желчь» и т. д. Тибетский врач обязательно учитывает конституционный тип больного при диагностике, прогнозе течения заболевания и назначении лечения. В тибетской медицине при лечении оказывают влияние не столько на больные органы, сколько преимущественно на систему регуляции и на взаимодействие между органами.

Это, конечно, достаточно короткое и популярное изложение теории тибетской медицины, все намного сложнее, но для составления общего проставления о тибетской медицине этого вполне достаточно.

Черняков Сергей,
Доктор тибетской медицины

www.aruramed.ru

Написать комментарий [отменить ответ]

Внимание: HTML разметка не поддерживается!!

Статьи по теме:

Все статьи раздела