ГЛАВА 2. Человек во Вселенной. Глаз и Солнце

В 1958 г. в Москве вышло 7-е издание книги "Глаз и Солнце" проф. С.И.Вавилова, академика АН СССР. Хотелось бы привлечь внимание биологов, физиологов и врачей к этой работе.

Так же как Леонардо да Винчи совмещал огромные энциклопедические знания во всех областях науки с талантом гениального художника, так С.И.Вавилов является одновременно выдающимся астрофизиком и большим ученым-биологом. Это редкое явление в области науки нашего времени.

Удивленные читатели познакомятся с книгой ученого, которому удалось проникнуть в чудеснейшую структуру Солнца с его животворным излучением и который установил удивительные связи между этой звездой и крошечным глазом человека. Его труд представляет собой редкое, быть может, единственное сочетание блестящего астрофизика и глубокого биолога. Позвольте мне, старому неутомимому читателю, высказать свои скромные размышления, навеянные работой С.И.Вавилова.

Видимый глазом человека свет всегда приносит энергию, которая согревает материю и вызывает в ней химические реакции. В начале XIX в. физики обнаружили обширную гамму невидимых лучей, количество которых превышает число лучей, видимых нашим глазом. Это - инфракрасные и ультрафиолетовые лучи; позднее были обнаружены радиоволны, рентгеновские и гамма-лучи. Таким образом, незначительная часть видимых лучей тонет в многочисленных волнах, невидимых нашим глазом. Вавилов писал, что каждый раз, когда расширяется горизонт наших познаний, мы присутствуем при неизмеримом увеличении нашей полной невежественности.

Никогда не надо забывать, что наш организм в течение миллионов лет адаптировался к шквальному действию космических лучей (бомбардировке), лишь незначительная часть которых расшифрована физиками, но игнорируется медиками, не занимающимися явлениями космической жизни.

Световые лучи, встречая препятствие, не сворачивают со своей траектории, огибают его и продолжают свой путь во Вселенной. Гримальди окрестил это явление дифракцией, Ньютон установил, что дифракция не зависит от физического состава огибающих частичек. Дифракция - неотъемлемое и неоспоримое свойство света. Это - констатация, а не объяснение.

Гак же как живая клетка принимает определенные вещества и отбрасывает другие (.иначе говоря, клетка способна выбирать), так же и световые лучи обладают способностью выбирать свои пути.

Позволю себе выдвинуть следующую гипотезу: можно допустить, что световые лучи обладают "волей", т.е. что они живые. Эта гипотеза может изменить абстрактную механику Ньютона и современных физиков. Если свет живой, если он способен принести какие-то крупицы жизни, все наши концепции о происхождении жизни, об эволюции должны быть полностью пересмотрены.

Свет исходит от материальной субстанции Солнца; он поглощается субстанцией, он исчезает в ней (это очевидно при фотосинтезе). Возможно, сам свет может превратиться в материальную субстанцию Когда вы глотаете кусок сахара, вы поглощаете свет!

Подумаем немного о превращении зерен хлорофилла в крахмал и глюкозу. Без встречи зерен хлорофилла с солнечными лучами образование крахмала я сахара в скромном листочке было бы невозможно. И это присутствие солнечного луча в каждом кусочке сахара - поставщика солнечной энергии, превращенной в химическую энергию, - объясняет приток жизненной энергии, порожденной Солнцем.

Свет оказывает давление на вещество, он обладает массой, способен удалить электроны из атома, значит, свет содержит радиоактивную энергию. Поглощая свет, материл нагревается.

3 начале XX в, Планк сделал очень важное открытие. Он констатировал, что сеет PC может быть поглощаем иначе, как в точной, математически определенной порции. Он назвал эту порцию света "квантом". Ритм, периодичность волн - не являются ли они источником, природой происхождения ритма, периодичности всех биологических явлений? Космическая симфония - не есть ли это колыбель нашей музыки, наших песен?
Частички;, несущие свет, окружены электромагнитными полями; каждое движение в электромагнитном поле провоцирует разряд, сопровождаемый трансформацией аккумулированной энергии в световые волны.

Современная физика доказала идентичность световых и электромагнитных волн. Кроме того, она открыла ритмическую периодичность световых волн, но она бессильна объяснить первопричину происхождения этого имманентного порядка, являющегося первостепенным фактором всех изменений космической жизни и жизни нашей маленькой планеты, такой беззащитной из-за чрезмерной безответственности нескольких ученых-атомщиков.

Мы квалифицируем какое-либо явление как "объяснимое", если наша оценка соответствует нашему предвзятому мнению, нашей привычной умственной направленности. Наша мысль с трудом отрывается от укоренившихся традиционных силлогизмов. (Слепой крот роет свои норы автоматически).

Чтобы понять происхождения гравитации, видимых световых волн и волн, находящихся за пределами спектра, мы вынуждены будем кое-что изменить в наших привычках, в ориентации, в умственном климате нашего сознания. Много времени пройдет, прежде чем ученые смогут объяснить происхождение изумительной жизни клеток, истоки нашей мысли и величественную симфонию звезд.

Наши концепции мироздания завершились на концепции инертной материи, хранящей в своих недрах внутриатомные движения и свет. В течение тысячелетий думали, что материя совершенно инертна. За последнее время физики открыли, что потоки электронов и протонов, встречая препятствия на своем пути, пересекая щели в молекулах, огибая бесконечно малые материальные частички, имеют такую же траекторию движений, как и световые лучи. Космические лучи отклоняются в сторону земными магнитными полями и, следовательно, состоят из частичек, имеющих электрический заряд. Скорость космических лучей равна скорости света.

Физик Дирак выдвинул гипотезу, согласно которой свет может превращаться в материю. В электромагнитном поле, находящемся в ядре атома, кванты света могут распадаться на две частички: электрон и позитрон. Согласно прекрасному выражению Вавилова, "Мелодия превращается в скрипку". Совершенно очевидна глубокая связь между светом и материей.

Современная физика не в состоянии дать объяснение этому явлению. За пределами прямого и рассеянного света мы подвергаемся действию световых лучей, не исходящих от Солнца. Каждое тело, каждый нагретый предмет светится. Вокруг нас все согрето. На нашей планете все без исключения: минералы, вода, растения, животные, птицы, человек - все согрето, все светится, испуская видимые или невидимые лучи; каждое понижение температуры живого существа неизбежно сопровождается уменьшением излучения, которое, как правило, вызывает какие-либо болезненные расстройства.

Для сохранения здоровья необходима определенная степень фиапологического излучения, 1 (сред биологами, физиологами и врачами открывается новая область поисков. Становится очевидным, что люминесцентность всех частей живого организма является выражением жизненной энергий, как и радиоактивные микровзрывы.

Глазное яблоко. Как может родиться орган, в котором разрешены все проблемы современной оптики с совершенством, недоступным человеческому разуму, превосходящим самые точные инструменты, создаваемые самыми искуснейшими оптиками?

"Природа доказала, что она обладает достаточным разумом, творческим воображением и самым тонким математическим умом, чтобы разрешить сложнейшую проблему живой оптики" (Вавилов. "Глаз и Солнце". С. 82). Все наши науки: астрономия, биология, физика, религиозная мифология - являются бесконечно крошечной частичкой в сравнении с ультранаучным умом природы.

Диаметр глазного яблока равен 16 мм у новорожденного, 24 мм у взрослого человека, 5! мм у лошади, 5 мм у крысы. Поверхность наружной склеры покрыта сосудистой оболочкой, содержащей кровеносные капилляры, орошающие и питающие глаз. Ретина состоит из двух слоев: внешнего, покрытого пигментом, и внутреннего слоя, на котором расположена конечная сеть оптического нерва.

Глаз обладает всеми чертами кинорамы: мы видим объем, а не фотографические плоскости, мы воспринимаем цвет, движение. Наша бинокулярная кинорама - это кинорама без ленты, и обходится она нам дешевле. И мы никогда не отдаем себе отчета в ценности нашего зрения, ни его диапазона, позволяющего нам видеть мошку на тарелке и через секунду после этого звезды Млечного Пути.

Оба слоя ретины содержат бесчисленные нервные волокна, которые находятся в контакте с колбочками и палочками. Каждое нервное волокно затрагивает одну колбочку или одну палочку. Это - неусыпные часовые, сигнализирующие нам обо всем, что происходит вокруг нас, и дающие возможность работать, обеспечивающие нашу связь с наукой, искусством, семьей, нацией, всем человечеством. Какое величие представляют собой миллионы этих бесконечно маленьких аппаратов! Как они хрупки, беззащитны и вместе с тем восстановимы в течение всей нашей жизни! Как жаль, что в средних школах не находят времени показать во всем своем великолепии чудо нашего зрения!

Палочки и колбочки защищены пурпурно-красным экраном, который очень быстро обесцвечивается и тут же сразу восстанавливается. Это чудо восстановления пурпура ретины не объяснено ни физиологами, ни современными оптиками.

В темноте глаза начинают адаптироваться, очень быстро восстанавливается чувствительность ретины. В этих условиях чувствительность колбочек в десятки раз больше, чем при свете. Чувствительность палочек может увеличиваться в сотни раз в течение одного часа. Эти явления остаются тайной для современной науки.

В наружном слое ретины имеются зерна черного цвета. Считается, что они предназначены смягчать слишком сильный свет. Когда свет ослабевает, черный пигмент опускается на дно ретины, чтобы не служить экраном, так как теперь необходима вся интенсивность света. Какая изумительная адаптация бесконечно маленьких частичек и какая солидарность со всем организмом для создания наиболее благоприятных условий хорошего видения! Ни физики, ни оптики не смогли еще создать оптический аппарат, способный защитить ретину человека с такой моментальной точностью и таким молниеносным автоматизмом.

Мозг, как и глазное яблоко, порожден Солнцем; каждая мысль - это потомство (или порождение) Солнца. Аккомодация нашего глазного яблока к Солнцу очевидна. Труд проф. Вавилова позволяет нам постигнуть проблемы, поставленные биологической адаптацией глазного яблока, которые связаны, с одной стороны, с мозгом, с другой - с Солнцем, Физиология и патология глаза останутся непонятными, если не знать структуру жизни Солнца и глубокую корреляцию между ним и глазом.

Статьи по теме:

Все статьи раздела