Эффективность комплексной санаторно-курортной реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга

Ляпко Н.Г., к. м. н.

Ключевые слова: травматическая болезнь спинного мозга (ТБСМ), реабилитация, многоигольчатые разнометаллические аппликаторы.

В научной статье рассмотрена проблема реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга, в частности проблема коррекции структурно-функционального состояния костной ткани. Автором описывается проведение исследований, в ходе которых было выявлено, что применение грязевых аппликаций большой площади, более 50% поверхности тела, в комплексной санаторно-курортной реабилитации больных, имеющих нарушения структурно-функционального состояния костной ткани, способствовало прогрессированию дисбаланса костного метаболизма с активизацией процессов костной резорбции. В то время как применение многоигольчатых разнометаллических аппликаторов в комбинации с грязевыми аппликациями ограниченной площади, в виде «трусов», в комплексной санаторно-курортной реабилитации способствовало развитию физиологической ответной реакции организма на проводимое лечение.

Введение

Проблема реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга (ТБСМ) продолжает оставаться одной их самых актуальных в связи с отчетливой тенденцией увеличения в последние десятилетия количества пострадавших в результате промышленного и транспортного травматизма. Важным клиническим проявлением ТБСМ является развитие остеопороза, интенсивность выраженности которого свидетельствует о тяжести, темпах прогрессирования болезни, адекватности проводимой реабилитации. Несмотря на обоснованные подходы к профилактике и лечению остеопороза, дальнейшему изучению подлежат вопросы коррекции структурно-функционального состояния костной ткани у больных ТБСМ.

Цельюисследования явилось повышение эффективности санаторно-курортной реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга с учетом структурно-функционального состояния костной ткани (СФС КТ) путем применения многоигольчатых разнометаллических аппликаторов и грязелечения.

В задачи исследования входило:

1. Дать оценку структурно-функционального состояния костной ткани у больных ТБСМ в зависимости от уровня поражения спинного мозга и длительности заболевания.

2. Оценить состояние минерального обмена, уровней кальцийрегулирующих гормонов и маркеров костного ремоделирования у больных ТБСМ в зависимости от структурно-функционального состояния костной ткани, уровня поражения спинного мозга, длительности заболевания.

3. Изучить влияние комплексной санаторно-курортной реабилитации с применением грязелечения большой площади, более пятидесяти процентов поверхности тела, на структурно-функциональное состояние костной ткани, состояние минерального обмена, уровни кальцийрегулирующих гормонов и маркеров костного ремоделирования у больных.

4. Изучить влияние комплексной санаторно-курортной реабилитации с применением многоигольчатых разнометаллических аппликаторов в комбинации с грязелечением ограниченной площади, в виде «трусов», на структурно-функциональное состояние костной ткани, состояние минерального обмена, уровни кальцийрегулирующих гормонов и маркеров костного ремоделирования у больных ТБСМ.

5. Изучить отдаленные результаты санаторно-курортной реабилитации с применением грязелечения и многоигольчатых разнометаллических аппликаторов у больных ТБСМ.

Материалы и методы

Было проведено обследование167 больных ТБСМ мужского пола в возрасте от 21 года до 45 лет, находившихся на лечении в специализированном спинальном санатории имени академика Бурденко, г. Саки. Контрольную группу (КГ) составили 30 мужчин, не имевших заболеваний, влияющих на структурно-функциональное состояние костной ткани. У большинства больных, у 84,4 %, имело место неполное поражение спинного мозга.

Поражение спинного мозга на уровне шейного отдела имели 13 % пациентов, на уровне грудного отдела – 25 %, на уровне поясничного утолщения, конуса и корешков конского хвоста – 61 % больных. Длительность заболевания до 2 лет отмечалась у 25 %, от 2 до 5 лет – у 29 % и более 5 лет – у 44% больных.

Всем больным ТБСМ проводилось комплексное клиническое обследование с осмотром невропатолога, терапевта, ортопеда, уролога, физиотерапевта, врача ЛФК.

Исследование структурно-функционального состояния костной ткани проводилось при помощи ультразвукового остеоденситометра «Aсhilles +» с определением показателей скорости распространения ультразвука, широкополосного ослабления ультразвука и интегрального параметра – индекса прочности костной ткани.

Проводилось:

- исследование минерального обмена (содержание Са общего , Р неорганического и Mgв сыворотке крови, суточная экскреция Са и Р с мочой);

– исследование уровней кальцийрегулирующих гомонов – кальцитонина, кальцитриола и паратиреоидного гормона в сыворотке крови;

– исследование маркеров костного ремоделирования – содержание остеокальцина и активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови и содержание дезоксипиридинолина в соотношении с креатинином в утренней порции мочи.

Полученные данные были обработаны с помощью аналитико-статистических методов.

Проведенные исследования выявили разной степени выраженности нарушения структурно-функционального состояния костной ткани у 88 % больных ТБСМ, изменения показателей минерального обмена, уровней кальцийрегулирующих гормонов и маркеров костного ремоделирования, наиболее выраженные при травме спинного мозга на уровне шейного и грудного отделов, при увеличении продолжительности заболевания более 2 лет, что послужило основанием для изучения влияния санаторно-курортной реабилитации на костную ткань у данной категории больных.

В соответствии с поставленными задачами оценивалась эффективность санаторно-курортной реабилитации у 145 больных ТБСМ. Из исследования исключены 22 больных, имеющих поражение спинного мозга на уровне шейного отдела. В зависимости от проводимого лечения больные ТБСМ были разделены на 3 группы.

Во всех группах проводилось общепринятое для данной категории больных лечение, которое включало [4, с. 48–54] :

  1. Санаторно-курортный режим щадящий либо щадяще-тренирующий.
  2. Полноценное сбалансированное питание с содержанием кальция не менее 1000 мг/сут.
  3. Кальцемин.
  4. Климатолечение.
  5. Лечебную гимнастику.
  6. Механотерапию.
  7. Ручной массаж классический.
  8. Электростимуляцию ослабленных мышц конечностей
  9. Психотерапию.

В группе сравнения (ГС) дополнительно применялись аппликации сульфидной иловой грязи в виде «трусов».

В Iгруппе проводился общепринятый комплекс санаторно-курортной реабилитации с применением грязелечения в виде аппликаций большой площади, более 50 % поверхности тела – «брюки» и «спина».

Во IIгруппе проводилась санаторно-курортной реабилитация с применением многоигольчатых разнометаллических аппликаторов в комбинации с аппликациями лечебной сульфидной иловой грязи ограниченной площади, в виде «трусов».

Во всех группах применялись ректальные тампоны сульфидной иловой грязи

Результаты и их обсуждение

В зависимости от вида проводимой реабилитации динамика показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние костной ткани, у больных ТБСМ была различна.

У пациентов Iгруппы в результате реабилитации с применением грязевых аппликаций большой площади наблюдалось достоверное снижение индекса прочности костной ткани на 4 % от исходных значений, наиболее выраженное у больных с остеопенией и остеопорозом.

У больных IIгруппы под влиянием санаторно-курортной реабилитации, включающей применениемногоигольчатых разнометаллических аппликаторов в комбинации с грязевыми аппликациями в виде «трусов» отмечалось достоверное увеличение всех параметров УЗ денситометрии. У пациентов группы сравнения в результате реабилитации индекс прочности костной ткани достоверно не изменился. На фоне снижения показателей УЗ денситометрии у больных Iгруппы отмечалось достоверное увеличение выделения Са с мочой, сопровождающееся ростом уровня паратиреоидного гормона и снижением уровня кальцитонина в сыворотке крови. У больных IIгруппы к концу проведенной реабилитации наблюдалось увеличение Са общего в сыворотке крови и снижение выделения Са с мочой, что сопровождалось достоверным увеличением уровней кальцитонина и кальцитриола к концу терапии и снижением уровня паратиреоидного гормона. Описанная динамика кальцийрегулирующих гормонов у пациентов Iгруппы привела к увеличению содержания дезоксипиридинолина в моче, а также к снижению уровня остеокальцина в сыворотке крови.

Полученные результаты свидетельствовали о замедлении процессов формирования костной ткани и повышении остеорезорбции при применении грязевых аппликаций большой площади, более 50 % поверхности тела.

У больных IIгруппы в результате санаторно-курортной реабилитации наблюдался рост маркеров костного формирования – остеокальцина и активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови, а также достоверное снижение содержания дезоксипиридинолина в утренней порции мочи, что свидетельствовало об уменьшении активности костной резорбции и усилении процессов формирования костной ткани.

Наиболее выраженные позитивные изменения кальцийрегулирующих гормонов и маркеров костного ремоделирования отмечались у больных с остеопенией.

У больных ТБСМ группы сравнения увеличение Са общего в сыворотке крови сопровождалось повышением уровня кальцитонина и активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови без достоверной динамики индекса прочности костной ткани, что могло свидетельствовать о некоторой активизации процессов костного метаболизма и невыраженном положительном влиянии лечения на ремоделирование костной ткани в группе сравнения.

Наблюдения в катамнезе проведены у 45 больных ТБСМ.

У пациентов Iгруппы индекс прочности костной ткани, достоверно снизившийся в процессе санаторно-курортной реабилитации, через 6-12 месяцев наблюдения увеличивался, но не достигал значений, зарегистрированных до начала лечения.

У пациентов IIгруппы наблюдался достоверный прирост основных показателей УЗ денситометрии относительно исходных данных и зафиксированных на момент окончания санаторно-курортной реабилитации. Причем показатель индекс прочности костной ткани увеличивался как за счет роста показателя широкополосного ослабления ультразвука, так и за счет роста показателя скорости распротсранения ультразвука, что свидетельствовало об улучшении прочности и эластичности костной ткани.

Нами проанализирована отдаленная динамика уровней кальцийрегулирующих гормонов и маркеров костного ремоделирования у больных ТБСМ.

У больных Iгруппы через 6-12 месяцев уровень паратиреоидного гормона, возросший непосредственно после санаторно-курортной реабилитации, снижался, достоверно не отличаясь от исходных значений. Содержание кальцитонина, снизившееся в процессе лечения, оставалось достоверно меньше относительно первоначальных показателей. Уровень кальцитриола в отдаленном периоде наблюдения не имел значимых различий с показателями до лечения. Такая динамика кальцийрегулирующих гормонов у больных ТБСМ Iгруппы сопровождалась снижением уровня остеокальцина и активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови, а также повышением содержания дезоксипиридинолина в моче.

Полученные данные свидетельствовали об усилении процессов остеорезорбции и снижении активности процессов формирования костной ткани при проведении санаторно-курортной реабилитации с использованием грязевых аппликаций большой площади, что сопровождалось достоверной негативной динамикой показателей УЗ денситометрии.

У больных IIгруппы в отдаленном периоде наблюдения отмечались достоверно более высокие уровни кальцитонина, кальцитриола и более низкий уровень паратиреоидного гормона в сыворотке крови при сравнении с исходными показателями.

Средние уровни остеокальцина и активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови превышали первоначальные за счет прироста во время и после курса реабилитации [3, с. 403–404].

Исходно повышенный относительно показателей контрольной группы средний уровень дезоксипиридинолина в соотношении с креатинином в моче через 6-12 месяцев имел следовое снижение. Это свидетельствовало о положительном эффекте санаторно-курортной реабилитации в данной группе, характеризующемся активизацией процессов формирования и снижением активности процессов резорбции костной ткани.

У больных группы сравнения в отдаленном периоде после санаторно-курортной реабилитации снижение уровня паратиреоидного гормона относительно первоначальных значений сопровождалось повышением уровня остеокальцина и активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови. Содержание кальцитонина, возросшее в процессе санаторно-курортной реабилитации, затем снижалось и достоверно не отличалось от исходных результатов. Полученные данные свидетельствовали о невыраженном позитивном влиянии санаторно-курортной реабилитации на костный метаболизм в группе сравнения.

Таким образом, результаты проведенных исследований свидетельстововали о том, что применение грязевых аппликаций более 50 % поверхности тела у больных ТБСМ, имеющих нарушения структурно-функционального состояния костной ткани в виде остеопении и остеопороза, способствовало прогрессированию дисбаланса костного метаболизма с активизацией процессов костной резорбции. В тоже время,применение многоигольчатых разнометаллических аппликаторов в комбинации с грязевыми аппликациями ограниченной площади, в виде «трусов», в комплексной санаторно-курортной реабилитации способствовало развитию физиологической ответной реакции организма на проводимое лечение. Это подтверждалось позитивной динамикой показателей УЗ денситометрии, уровней кальцийрегулирующих гормонов и маркеров костного метаболизма как во время санаторно-курортной реабилитации, так и в отдаленном периоде наблюдения.

Выводы

1. Применение грязевых аппликаций большой площади, более пятидесяти процентов поверхности тела, в комплексной санаторно-курортной реабилитации больных ТБСМ сопровождается прогрессированием нарушений структурно-функционального состояния костной ткани, более выраженным при остеопении и остеопорозе, достоверным снижением индекса прочности костной ткани на 4,04 % от исходных значений, повышением уровня паратиреоидного гормона, а также снижением уровня остеокальцина, повышением экскреции кальция и дезоксипиридинолина с мочой, что свидетельствует об усилении резорбции костной ткани.

2. Применение многоигольчатых разнометаллических аппликаторов в комбинации с грязевыми аппликациями в виде «трусов» в комплексной санаторно-курортной реабилитации больных ТБСМ оказывает положительное влияние на структурно-функциональное состояние костной ткани, характеризующееся увеличением индекса прочности костной ткани у больных с остеопенией на 8,9%, у больных с остеопорозом – на 4,8 % от исходных величин.

3. Применение многоигольчатых разнометаллических аппликаторов в комбинации с грязевыми аппликациями в виде «трусов» в комплексной санаторно-курортной реабилитации больных ТБСМ сопровождается повышением уровней кальция, остеокальцина и активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови, снижением экскреции кальция и дезоксипиридинолина с мочой, повышением уровней кальцитонина, кальцитриола и снижением уровня паратиреоидного гормона, что свидетельствует об активизации обменных процессов в костной ткани, преимущественно остеосинтеза, и нормализации ее резорбции.

4. Комплексная санаторно-курортная реабилитация больных ТБСМ с применением многоигольчатых разнометаллических аппликаторов в комбинации с грязевыми аппликациями в виде «трусов» через 6-12 месяцев наблюдения привела к увеличению индекса прочности костной ткани, сопровождавшемуся позитивными изменениями минерального обмена и его гормональной регуляции, что свидетельствует о целесообразности и необходимости проведения такой реабилитации у данной категории больных.

Список литературы

1. Абрамова Т. Ф. Остеопороз и физическая активность: (методические рекомендации) / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитина, Н. И. Кочеткова // ЛФК и массаж. 2006. №12(36). С. 21–29.

2. Богатырева Т. В. Остеопороз: физические факторы реабилитации / Т. В. Богатырева, А. Н. Арват, Е. С. Иванюк // Doctor. 2005. №3 (20). С. 40–42.

3. Вторичный остеопороз при травматической болезни спинного мозга / [О. В. Кунаева, Г. И. Ермакова, И. В. Пряников и др.] // Развитие санаторно-курортной помощи, восстановительного лечения и медицинской реабилитации: тез. Всерос. форума, Москва, 22-24 июня 2010 г. М., 2010. С. 403–404.

4. Гайгер М. Безбарьерная окружающая среда в реабилитации лиц с ограниченными возможностями / М. Гайгер // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2009. №4(64). С. 48–54.

5. Дєдух Н. В. Регенерація кістки при аліментарному остеопорозі (експериментальне дослідження) / Н. В. Дєдух, О. А. Нікольченко // Ортопедия, травматология и протезирование. 2009. №2. С. 34–40

Купить (заказать) металлоигольчатые Аппликаторы Ляпко в ассортименте:

Аппликатор «Малыш» (шаг иглы 3,5, размер 3,5 см х 8,0 см)
Аппликатор «Краплинка (Капелька)», пара (шаг - 3,5 мм, размер 33х33 мм)
Аппликатор «Ромашка» (шаг иглы 5,0, диаметр = 30 см)
Аппликаторы-стельки: размер
37-40 или 40-42 или 43-46
Аппликатор Мячик игольчатый (шар диаметром ≈ 55 мм, шаг игл - 4 мм)
Массажеры:
Фараон-М

Аппликаторы «Коврики»
малый: шаг 6,0, размер 23,7 см х 13,7 см
стандарт: шаг 6,8, размер 24,0 см х 46,5 см
большой: шаг 7,0, размер 27,5 см х 48,0 см

Валики:
лицевой: шаг 3,5, размер 3,6 см х 4,2 см
универсальный: иглы 3,5, размер 7,0 см х 4,5 см
большой: шаг 5,0, размер 10,5 см х 6,3 см

Аппликатор «Двойной»:
шаг иглы 5,8, размер 10,5 см х 46,0 см
шаг иглы 6,2, размер 10,5 см х 46,0 см

Аппликатор «Квадро»:
шаг иглы 5,8, размер 11,7 см х 46,6 см
шаг иглы 6,2, размер 11,7 см х 46,6 см
шаг иглы 4,9, размер 10,6 см х 46,0 см

Аппликатор «Одинарный»:
шаг иглы 5,8, размер 10,5 см х 23,0 см
шаг иглы 6,2, размер 10,5 см х 23,0 см
шаг иглы 4,9, размер 10,5 см х 23,5 см (шанс)

Аппликатор «Дуэт»:
шаг иглы 5,8, размер 5,9 см х 47,0 см
шаг иглы 6,2, размер 5,9 см х 47,0 см
шаг иглы 4,9, размер 5,3 см х 46,0 см

Аппликатор «Спутник»:
шаг иглы 5,8, размер 6,0 см х 18,0 см
шаг иглы 6,2, размер 6,0 см х 18,0 см
шаг иглы 4,9, размер 6,0 см х 18,0 см

Многосегментные аппликаторы-пояса:
«Волшебная лента «Здоровье», «Малыш» , «Спутник», «Универсальный» (аппликационные очки)

* Общее правило: шаг игл влияет на ощущения при воздействии. Чем больше шаг - тем больше колет. Шаг 4,9 -подходит больше детям, шаг 6,2 и выше - для людей с избыточной массой. Если Вам трудно выбрать - остановитесь на среднем варианте (5,8) как на наиболее оптимальном и популярном.

Методические рекомендации по аппликаторам Ляпко (брошюра)
О компании МПК Ляпко
Фото-галереи аппликаторов Ляпко
Видео о применении аппликаторов

Товары из статьи:

Аппликатор «Двойной», шаг иглы 5,8, размер 10,5 см х 46,0 см. Состав: железо, медь, нике..
Аппликатор «Одинарный», шаг иглы 5,8, размер 10,5 см х 23,0 см. Состав: железо, медь,..
Шаг иглы 6,8, размер 24,8 см х 46,2 см. Состав: железо, медь, никель, цинк, серебро, резина медицинс..
Валик универсальный, шаг иглы 3,5, размер 7,2 см х 5,1 см. Состав: железо, медь, никель, цинк, се..

Написать комментарий [отменить ответ]

Внимание: HTML разметка не поддерживается!!

Статьи по теме:

Все статьи раздела