Коррекция препаратом азотистого метаболизма у коров с лейкозом

В последние годы в России среди хронических инфекционных болезней сельскохозяйственных животных систематически доминирует лейкоз крупного рогатого скота. Установлено, что в неблагополучных по лейкозу хозяйствах, по разным данным, выявляется от 5 до 90 % животных, инфицированных вирусом лейкоза крупного рогатого скота (ВЛКРС).

Неуклонный рост заболеваемости скота лейкозом приводит к значительным потерям в животноводстве. Они слагаются из падежа животных, снижения продуктивности, вынужденной выбраковки больных животных, необходимости утилизации туш и органов с лейкозными изменениями, недополучения молодняка, затрат на обезвреживание молока, ограничений в реализации молодняка и нарушения племенной работы.

Лейкоз определяют как тяжелое хроническое заболевание опухолевого генеза, в основе которого лежит системное поражение лейкопоэтической ткани костного мозга. Болезнь сопровождается усиленной выработкой форменных элементов крови, лишенных способности к морфологической дифференцировке и физиологическому созреванию. Гиперплазия такой патологической кроветворной ткани первоначально возникает в тех органах и тканях, в которых кроветворение осуществляется у здорового крупного рогатого скота (костный мозг, селезенка, лимфатические узлы). В дальнейшем, по мере прогрессирования болезни, патологические очаги появляются и в тех местах, где расположены кроветворные клетки, находящиеся в ассоциации с различными компонентами соединительной ткани.

В настоящее время четко установлена роль вирусов в развитии лейкозов крупного рогатого скота. Для жвачных источником возбудителя болезни является инфицированные животные. Многие исследователи считают возможным передачу вируса лейкоза крупного рогатого скота неонатальным путем (вертикальный, внутриутробный). Однако он, по-видимому, не имеет существенного значения в эпизоотологическом процессе. Основным путем передачи вируса является постнатальный (контактный, горизонтальный) путь. Действительно, инфицирование животных часто происходит при проведении ветеринарных и зоотехнических мероприятий, несоблюдении правил антисептики во время прививок, взятия крови, удаления рогов, маркировки ушей, лечении животных контаминированными кровью инструментами. В распространении лейкоза определенная роль принадлежит также молозиву и молоку.

Клиническая картина лейкоза крупного рогатого скота весьма разнообразна и зависит от морфологических форм и места локализации патологического процесса. Гибель животных наступает при явлениях расстройства пищеварения, кахексии, анемии, ослаблении сердечной деятельности, нарушения дыхания, а иногда вследствие внутреннего кровоизлияния при разрыве сильно увеличенной селезенки.

Патологоанатомические изменения при лейкозе обычно проявляются у животных, находящихся в опухолевой стадии болезни, и характеризуются очаговыми или диффузными патологическими разрастаниями клеток кроветворной ткани в гемопоэтических и других органах (селезенка, лимфатические узлы, костный мозг, печень, почки, сердце, легкие и так далее), вызывающих образование опухолей или увеличение органа в размере.

Согласно приказу Минсельхозпрода России от 11 мая 1999 г. № 359 «Об утверждении Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота», специалисты государственной ветеринарной службы проводят ежегодные плановые диагностические исследования всего поголовья скота для выявления лейкоза. По результатам серологических исследований, животных, инфицированных вирусом лейкоза крупного рогатого скота, изолируют в отдельную группу и затем исследуют гематологическим методом. При обнаружении у них в периферической крови количественных и качественных изменений морфологической картины, характерных для лейкозов, таких животных сдают на убой. Однако клиническое проявление заболевания может отсутствовать в течение нескольких лет, и инфицированные коровы с нормальной молочной продуктивностью остаются в хозяйстве.

Для повышения защитных сил иммунной системы инфицированных коров, для нормализации метаболизма и функции органов и систем, с целью увеличения сроков хозяйственного использования таких животных, мы использовали препарат эффективных микроорганизмов «ЭМ-Курунга». Выбор препарата из группы эффективных микроорганизмов обусловлен результатами многочисленных исследований, которые практически однозначно свидетельствуют о позитивной роли применения ЭМ-препаратов в животноводстве. Так, многими исследователями установлено, что под влиянием этих препаратов наблюдается снижение падежа молодняка, ускорение их роста и развития, увеличение среднесуточного прироста и пр. У телок и коров при введении в рацион ЭМ-препаратов увеличиваются надои молока, повышается плодовитость и резистентность организма к различного рода заболеваниям, также отмечается прирост живой массы при одновременном снижении потребления кормов (за счет эффективного ферментирования грубого корма, а, следовательно, и лучшего его усвоения).

Доказано, что препарат «ЭМ-Курунга» не обладает мутагенным, тератогенным, канцерогенным, аллергогенным и пирогенным действием. Напротив, он обладает рядом положительных свойств: стимулирует метаболизм в организме животных (улучшается биосинтез белка, трансформация аминокислот, возрастает содержание предшественников энергетического обмена), усиливает эритропоэз, ослабляет проявления скрытых воспалительных очагов, повышает иммунорезистентность организма и улучшает функциональное состояние печени.

Благоприятное влияние ЭМ-препаратов на организм животных обусловлено тем, что в их состав входят смешанные непатогенные, позитивные микроорганизмы, бактерии, дрожжи, грибы, биологически активные вещества, которые присутствуют в естественных условиях (в окружающей среде, организме человека и животных). ЭМ-препараты состоят из микроорганизмов, принадлежащих к 5-ти семействам (молочнокислые, фотосинтезирующие и азотфиксирующие бактерии, дрожжи и грибы) и 9 родам (Streptomyces albus, Bacillus plantarum, Propionibacterium freudenreichii, Streptococcus lactis, Streptococcus facealis, Aspergillus oryzae, Mucor hiemalis, Saccharomyces cerevisiae, Candida ufilis) (Шаблин П. A ., 2000, 2001 ).

Что же касается «ЭМ-Курунги», то исследования П. А. Шаблина (2004) показали, что симбиоз эффективных микроорганизмов, представленный в данном препарате, дает значительно больший противоопухолевый и противовирусный иммунитет, по сравнению с множеством других микробиологических препаратов.

Исходя из вышеперечисленного, на начальном этапе нашего эксперимента совместно с ветеринарными специалистами хозяйства были проведены серологические исследования коров в реакции иммунодиффузии в агаровом геле. Это позволило нам сформировать две группы животных: первую составили коровы, свободные от лейкозной инфекции, вторую - инфицированные ВЛКРС.

Затем мы провели оценку состояния белково-азотистого обмена и мочевинообразовательной функции печени у всех групп коров. Интерес к состоянию мочевинообразовательной функции печени вызван тем, что, благодаря указанной специфической функции печени, происходит детоксикация аммиака, который постоянно образуется в процессе обмена белков (катаболизма аминокислот) и является мощным цитотоксическим ядом.

Нами установлено, что у коров, инфицированных ВЛКРС, содержание общего белка в сыворотке крови составило всего 6,02±0,04 мг/л, тогда как у здоровых коров этот показатель равнялся 6,45±0,03 мг/л. Установлены различия и в активности ферментов трансаминирования в сыворотке крови лейкозных коров: так, активность аспартатаминотрансферазы (АСТ) и аланинаминотрансферазы (АЛТ) у них оказалась выше, чем в контроле, соответственно на 55,3 и 60,2 % (Р<0,001). Что же касается уровня мочевины в сыворотке крови инфицированных животных, то он составил 5,70±0,21 ммоль/л, против нормы - 6,62±0,32 ммоль/л. Интересно, что содержание глутамина в сыворотке крови лейкозных коров оказалось в 1,7 раза больше, чем у здоровых. Вместе с тем концентрация аммиака у инфицированных коров была в 1,53 раза выше нормы. При исследовании содержания орнитина и активности аргиназы в сыворотке крови больных коров установлено, что значение данных показателей у таких животных оказались ниже, чем у здоровых, соответственно на 3,9 и 38,3 %.

Таким образом, мы установили дисбаланс метаболитов азотистого обмена у инфицированных ВЛКРС коров. Также не увеличивается у больных животных уровень мочевины в сыворотке крови при увеличении содержания токсичного аммиака. Одновременно в сыворотке крови таких жвачных снижается содержание орнитина и аргиназная активность. Все это отражает снижение функциональной способности печени в отношении синтеза мочевины.

Важно, что на фоне развивающейся недостаточности мочевинообразовательной функции печени в процесс детоксикации аммиака энергично включается система глутаминовая кислота - глутамин. Но, несмотря на то, что уровень глутамина в сыворотке крови лейкозных коров хотя и резко возрос, не способствовал снижению свободного аммиака до нормальных пределов. Иными словами, интенсивность системы глутаминовая кислота - глутамин у лейкозных жвачных оказывается недостаточной для эффективного обезвреживания аммиака. Итак, результаты наших исследований однозначно свидетельствуют не только о нарушении белковоазотистого баланса, но и об ослаблении интенсивности мочевинообразовательной функции печени у лейкозных коров.

Исходя из полученных данных, для коррекции нарушенного метаболизма у коров, инфицированных ВЛКРС, нами был проведен эксперимент с использованием «ЭМ-Курунги». Для этого коровы опытной группы в течение 20 дней ежедневно во время вечернего кормления в дополнение к основному рациону получали биопрепарат «ЭМ-Курунга» из Расчёта 2 г на 1 голову в смеси с зерновым концентратом.

Для оценки влияния препарата на основные показатели белково-азотистого обмена и состояние мочевинообразовательной функции печени у лейкозных коров мы проводили у них забор крови натощак из яремной вены для биохимических исследований. Содержание общего белка в сыворотке крови у инфицированных ВЛКРС коров на 20 день опыта увеличилось в среднем на 8,3 % (Р<0,001).


Примечание: 0 — значение показателя до применения препарата

Рис. 1. Влияние препарата «ЭМ-Курунга» на некоторые показатели сыворотки крови инфицированных ВЛКРС коров

Следует отметить, что активность ACT в сыворотке крови лейкозных коров на начало опыта была равна 188,42±3,09 нмоль/с-л; а на 20-й день - 231,67±4,71 нмоль/с-л. Что же касается изменения активности АЛТ в сыворотке крови у инфицированных ВЛКРС животных, то на начало эксперимента она составляла 81,63±8,08 нмоль/с-л, а на 20-й день опыта увеличилась в среднем на 18,2 % (Р<0,001) и была равна 214,58±8,58 нмоль/с-л. Эти данные свидетельствуют о повышении интенсивности процессов трансаминирования аминокислот в организме лейкозных коров под влиянием «ЭМ-Курунги».

Для оценки влияния препарата на состояние мочевинообразовательной функции печени у лейкозных жвачных, мы изучили динамику метаболитов орнитинового цикла и системы глутаминовая кислота - глутамин.

Было установлено, что под влиянием «ЭМ-Курунги» у инфицированных ВЛКРС коров содержание мочевины в сыворотке крови увеличилось в среднем на 16,5 % (Р<0,001). Это отражает усиление мочевинообразовательной функции печени. Действительно, у инфицированных ВЛКРС животных через 20 дней применения препарата, концентрация аммиака в сыворотке крови, взятой для анализа натощак, оказалась ниже на 20,5 % (Р<0,001), чем до начала опыта.

Далее нами установлено изменение содержания орнитина в сыворотке крови у лейкозных жвачных. Так, на конец опыта содержание данного показателя в сыворотке крови лейкозных коров оказалось в среднем на 2,1 % выше первоначального значения (РОД).

При изучении динамики активности сывороточной аргиназы было установлено, что на начало опыта у инфицированных ВЛКРС коров активность указанного энзима в сыворотке крови составила 0,042±0,001 мкмоль/0,1 мл сыворотки крови. На 20-й день эксперимента этот показатель увеличился на 19,1 % (до значения 0,050±0,001 мкмоль/0,1 мл сыворотки крови).

Полученные данные указывают на увеличение интенсивности мочевинообразовательной функции печени у больных коров и, как следствие этого, достоверное снижение уровня аммиака в сыворотке крови.

Следует напомнить, что токсичный аммиак обезвреживается в организме не только в орнитиновом цикле мочевинообразования, но и в процессе амидирования глутаминовой аминокислоты. Исходя из этого, мы изучили количественные изменения глутамина в сыворотке крови инфицированных ВЛКРС жвачных. Нами показано, что у них на момент начала эксперимента концентрация глутамина в пробе сыворотки крови, взятой для анализа натощак, составила 0,063±0,001 мкмоль/л, а через 20 дней оказалась несколько выше, составляя в среднем 0,065±0,001 мкмоль/л.

Таким образом, установлено, что введение в рацион коров, инфицированных ВЛКРС, препарата «ЭМ-Курунга» способствует нормализации белково-азотистого метаболизма и усилению мочевинообразовательной функции печени.

Пилипченко О. В., старший преподаватель кафедры биотехнологии, органической и биологической химии ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», г. Саратов.

Товары из статьи:

ЭМ-Курунга, 60 таблеток

В наличии

1069 руб. Со скидкой: 855 руб.

Регулирует равновесие кишечной микрофлоры. Взрослым рекомендуется применять капсулированную форму..

0 руб. Со скидкой: 0 руб.

..

ЭМ-Курунга, 30 таблеток

В наличии

631 руб. Со скидкой: 505 руб.

Регулирует равновесие кишечной микрофлоры. Состав Биологически активная симбиотическая микрофл..

ЭМ-Курунга, 60 капсул

В наличии

2181 руб. Со скидкой: 1745 руб.

Состав: Состав продукта: биологически активная сим-биотическая микрофлора, пептиды и олигопептиды (..

ЭМ-Курунга порошок

В наличии

631 руб. Со скидкой: 505 руб.

Регулирует равновесие кишечной микрофлоры. Состав Биологически активная симбиотическая микрофл..

Написать комментарий [отменить ответ]

Внимание: HTML разметка не поддерживается!!