Изучение эффективности биопрепарата «Байкал ЭМ1» в микровегетационных опытах
Домрачева Л. И, Вятская государственная сельскохозяйственная академия, Ки ров,
Попов Л. Б., ПО «Киров-ЭТИМ», Киров
(Из м атериалов 1 Всероссийской научно – практической конференции «60 лет высшему аграрному образованию северо – востока Нечерноземья». Киров, 2004г.)
В свое время интенсивная химизация сельского хозяйства была одной из основных причин «зеленой революции» в мире. Однако десятилетия примене ния высоких доз минеральных удобрений и ядохимикатов привели к тому, что сельское хозяйство вслед за промышленностью стало мощным фактором загрязнения окружающей среды. Поэтому всесторонняя экологизация процесса обучения студентов на агрономических факультетах - насущная задача наших дней. Огромные перспективы в этом отношении дает курс «Микробиотехнология», впервые введенный на агрономическом факультете Вятской ГСХА при подготовке студентов по специальности «Технология производства и перера ботки сельскохозяйственной продукции». В частности, одной из задач данного курса является глубокое изучение биопрепаратов, используемых в растение водстве.
Взаимовыгодные отношения с микроорганизмами играют важную роль в жизни растений. За их счет обеспечивается минеральное питание, защита от патогенов, накопление азота в ризосфере, стимуляция роста. Прогресс в растение водстве может быть достигнут путем создания и использования биопрепаратов на основе высокоэффективных штаммов. За счет использования подобных пре паратов можно значительно снизить дозы применяемых минеральных удобре ний, снизить или совсем отказаться от использования химических пестицидов.
Поэтому на занятиях по микробиотехнологии подробно изучают морфологию, физиологию и биохимию микробов-азотфиксаторов, антагонистов, ми нерализаторов и сравнивают эффективность препаратов, приготовленных на их основе, таких, как триходермин, планриз, фитофлавин, фосфобактерин, нитра гин и других.
В последнее десятилетие модным направлением во многих странах стало использование оригинальной микробиологической технологии, созданной в Японии и получившей название ЭМ - техноло гия (эффективные микроорганизмы) . Эффективные микроорганизмы - коллективное обозначение крупной груп пы микроорганизмов, стимулирующих оздоровление почвы и восполнение ее плодородия.
В России ЭМ-технологии начали внедряться в 1998 г. и носят пока экспе риментальный характер. Первый российский ЭМ-препарат получил название «Байкал ЭМ1» и, согласно рекламе, содержит молочнокислые, фотосинтези рующие, азотфиксирующие бактерии и дрожжи, а также продукты жизнедея тельности данных организмов.
При испытании данного препарата на лабораторных занятиях и учебной практике по микробиотехнологии мы шли по классической схеме , которая используется в научно-исследовательской работе.
На первом этапе проходило микроскопическое изучение биосостава « Байкал ЭМ1» с характеристикой отдельных групп микроорганизмов по лите ратурным данным.
Затем были отобраны испытуемые растения, на которых данный препарат в условиях Кировской области, да и России в целом, никогда не применялся. Мы взяли для опытов семена 2-х сортов льна и семена астры.
Микровегетационный опыт в пластиковых контейнерах при постоянной влажности, температуре и 8-часовом искусственном освещении проводили по схеме: контроль (семена без обработки); обработка семян с последующим посевом; предварительная обработка семян с посевом через неделю; обработка поч вы за неделю до посева.
Так, оптимальным для льна оказался вариант, при котором семена сеяли в почву, предварительно обработанную "Байкалом ЭМ1». При этом всхожесть, по сравнению с контролем, повышалась для разных сортов льна от 18 до 35%, средняя высота растений (что важно для лубоволокнистых культур) - от 13 до 23%; увеличение сырой биомассы произошло в 2 раза.
Еще более эффективным оказалось применение биоудобрения «Байкал ЭМ1» для обработки семян астры, у которых высота и выживаемость, по срав нению с контролем, увеличились почти в 2 раза. В дальнейшем эти астры участ никами опыта были высажены около детской филармонии.
Таким образом, вве дение элементов научно-исследовательской работы в учебный процесс, исполь зование и испытание современных биопрепаратов не только повышают заинте ресованность и ответственность студентов в выполняемой работе, но и способ ствует экологизации их мышления, а в дальнейшем, можно надеяться, и деятельности.
В ходе микровегетационного опыта, который продолжался в течение ме сяца, студенты осуществляли систематический уход и наблюдения за расте ниями. При проведении данного опыта студенты не только овладели азами на учно-исследовательской работы, но полученные ими результаты можно реко мендовать для практического использования растениеводам и садоводам.
Статья из брошюры «Достижения ЭМ-технологии в России (сборник трудов)»
Скачать брошюру в PDF-формате
Купить ЭМ-препараты в каталоге АРГО:
- Байкал ЭМ-1
- ЭМ-патока
- Тамир, концентрат
- Ургаса
- ГуматЭМ Универсальный
- ГуматЭМ для корневой и внекорневой подкормки всех видов культур и замачивания семян
- ГуматЭМ для плодово-ягодных, цветочно-декоративных многолетних культур
- ГуматЭМ для защиты растений
- ЭМ-Культиватор
- Концентрат кормовой «ЭМ-курунга» ВетЭМ
- ЭМ-контейнер
- Биодезодорант бытовой «Эмикс «Чистый воздух»
- ЭМ-пластина
- ЭМ-доска, подставка вкуса
- ЭМ-керамика
- ЭМ-Курунга (БАДы)