Изучение эффективности биопрепарата «Байкал ЭМ1» в микровегетационных опытах

Домрачева Л. И, Вятская государственная сельскохозяйственная академия, Ки­ ров,
Попов Л. Б., ПО «Киров-ЭТИМ», Киров

(Из м атериалов 1 Всероссийской научно – практической конференции «60 лет высшему аграрному образованию северо – востока Нечерноземья». Киров, 2004г.)

В свое время интенсивная химизация сельского хозяйства была одной из основных причин «зеленой революции» в мире. Однако десятилетия примене­ ния высоких доз минеральных удобрений и ядохимикатов привели к тому, что сельское хозяйство вслед за промышленностью стало мощным фактором за­грязнения окружающей среды. Поэтому всесторонняя экологизация процесса обучения студентов на агрономических факультетах - насущная задача наших дней. Огромные перспективы в этом отношении дает курс «Микробиотехнология», впервые введенный на агрономическом факультете Вятской ГСХА при подготовке студентов по специальности «Технология производства и перера­ ботки сельскохозяйственной продукции». В частности, одной из задач данного курса является глубокое изучение биопрепаратов, используемых в растение­ водстве.

Взаимовыгодные отношения с микроорганизмами играют важную роль в жизни растений. За их счет обеспечивается минеральное питание, защита от патогенов, накопление азота в ризосфере, стимуляция роста. Прогресс в растение­ водстве может быть достигнут путем создания и использования биопрепаратов на основе высокоэффективных штаммов. За счет использования подобных пре­ паратов можно значительно снизить дозы применяемых минеральных удобре­ ний, снизить или совсем отказаться от использования химических пестицидов.

Поэтому на занятиях по микробиотехнологии подробно изучают морфо­логию, физиологию и биохимию микробов-азотфиксаторов, антагонистов, ми­ нерализаторов и сравнивают эффективность препаратов, приготовленных на их основе, таких, как триходермин, планриз, фитофлавин, фосфобактерин, нитра­ гин и других.

В последнее десятилетие модным направлением во многих странах стало использование оригинальной микробиологической технологии, созданной в Японии и получившей название ЭМ - техноло­ гия (эффективные микроорганизмы) . Эффективные микроорганизмы - коллективное обозначение крупной груп­ пы микроорганизмов, стимулирующих оздоровление почвы и восполнение ее плодородия.

В России ЭМ-технологии начали внедряться в 1998 г. и носят пока экспе­ риментальный характер. Первый российский ЭМ-препарат получил название «Байкал ЭМ1» и, согласно рекламе, содержит молочнокислые, фотосинтези рующие, азотфиксирующие бактерии и дрожжи, а также продукты жизнедея­ тельности данных организмов.

При испытании данного препарата на лабораторных занятиях и учебной практике по микробиотехнологии мы шли по классической схеме , которая используется в научно-исследовательской работе.

На первом этапе проходило микроскопическое изучение биосостава « Байкал ЭМ1» с характеристикой отдельных групп микроорганизмов по лите­ ратурным данным.

Затем были отобраны испытуемые растения, на которых данный препарат в условиях Кировской области, да и России в целом, никогда не применялся. Мы взяли для опытов семена 2-х сортов льна и семена астры.

Микровегетационный опыт в пластиковых контейнерах при постоянной влажности, температуре и 8-часовом искусственном освещении проводили по схеме: контроль (семена без обработки); обработка семян с последующим посе­вом; предварительная обработка семян с посевом через неделю; обработка поч­ вы за неделю до посева.

Так, оптимальным для льна оказался вариант, при котором семена сеяли в почву, предварительно обработанную "Байкалом ЭМ1». При этом всхожесть, по сравнению с контролем, повышалась для разных сортов льна от 18 до 35%, средняя высота растений (что важно для лубоволокнистых культур) - от 13 до 23%; увеличение сырой биомассы произошло в 2 раза.

Еще более эффективным оказалось применение биоудобрения «Байкал ЭМ1» для обработки семян астры, у которых высота и выживаемость, по срав нению с контролем, увеличились почти в 2 раза. В дальнейшем эти астры участ никами опыта были высажены около детской филармонии.

Таким образом, вве дение элементов научно-исследовательской работы в учебный процесс, исполь зование и испытание современных биопрепаратов не только повышают заинте ресованность и ответственность студентов в выполняемой работе, но и способ ствует экологизации их мышления, а в дальнейшем, можно надеяться, и деятельности.

В ходе микровегетационного опыта, который продолжался в течение ме­ сяца, студенты осуществляли систематический уход и наблюдения за расте­ ниями. При проведении данного опыта студенты не только овладели азами на учно-исследовательской работы, но полученные ими результаты можно реко­ мендовать для практического использования растениеводам и садоводам.

Товары из статьи:

Байкал ЭМ-1, удобрение

В наличии

313 руб. Со скидкой: 250 руб.

Общие сведения. Созданная в Японии более 10 лет назад, ЭМ-технология получила признание и серьез..

Написать комментарий [отменить ответ]

Внимание: HTML разметка не поддерживается!!

Статьи по теме:

Все статьи раздела