Глава 2. Стратегия здорового образа жизни

В предыдущей главе упоминалось о том, что интерес к пантовым препара­там сегодня разделяют многие специалисты, занимающиеся проблемами профилактической медицины, спорта, а также люди, заинтересованные в поддержании здорового образа жизни. Этот интерес не случаен, он продик­тован определенным социальным заказом на такие препараты, который сформировался во второй половине XX в.

Каковы же причины и суть этого социального заказа?

Развитие транспорта, связи, информационных технологий привело к су­щественному ускорению научно-технического прогресса. На смену разме­ренному ритму жизни пришел интенсивный темп деятельности с высоким уровнем психоэмоционального напряжения. Если в начале XX в. человек, ос­воив в молодости специальность, мог проработать всю жизнь, пользуясь од­нажды приобретенными навыками, то сегодня большая часть рабочих в раз­витых странах вынуждена переучиваться каждые 5 лет. Причем многим это приходится делать уже в зрелые годы, когда способность к обучению значи­тельно снижена и требует большого умственного напряжения.

В начале XX в. кругосветное путешествие занимало несколько месяцев. Сегодня в течение нескольких дней человек может побывать в десятке стран, расположенных в различных уголках мира. Произошло перемещение значи­тельной части населения в города. Образовались мегаполисы с очень слож­ной инфраструктурой и непростыми социальными отношениями. Рост насе­ления планеты сопровождался увеличением производства товаров, интенси­фикацией и ростом промышленного производства, что приводило к возрас­танию загрязнения окружающей среды и повышению факторов производ­ственной вредности. Увеличение плотности населения заставило людей ос­ваивать неблагоприятные в климатическом отношении районы планеты.

Крайне отрицательным фактором современной жизни стал высокий уро­вень психоэмоционального напряжения, сочетающийся с низким уровнем физической нагрузки. Психоэмоцинальное напряжение формирует в орга­низме феномен готовности к действию, заключающийся в активации функ­циональных систем, обеспечивающих повышенную работоспособность. Эта активация сопровождается поступлением из тканей организма в кровь раз­нообразных веществ - гормонов, ферментов, кининов (регуляторов), энерго-дающих субстанций (жиров, углеводов). При этом усиливается обмен ве­ществ, повышается артериальное давление, учащается дыхание и т. д. Од­нако при малоподвижном образе деятельности эта мобилизация в значи­тельной мере оказывается невостребованной. Нарушается согласованность между заявкой на действие (психоэмоциональным напряжением, эмоцио­нальной реакцией) и самим действием.

Дело в том, что одним из главных принципов регуляции биохимических процессов в организме является механизм обратной связи, согласно которому при избыточном накоплении какого-то вещества в организме подавляется его продукция, при этом основным ингибитором (веществом, подавляющим процесс синтеза или секреции) выступает само вещество [Албертс и соавт., 1987].

Это состояние приводит к трем нежелательным последствиям.

Во-первых, снижается способность организма быстро мобилизовать свои ресурсы, что приводит к снижению работоспособности, особенно при изме­нениях условий деятельности или повышенных нагрузках.

Во-вторых, снижается эффективность деятельности защитных систем, ведь для их успешной работы также нужна мобилизация энергетических и пластических ресурсов, особенно при резком изменении условий жизнедея­тельности (неожиданном переохлаждении, например).

В-третьих, происходит усиленное выделение гормонов, медиаторов и дру­гих веществ регуляторной природы, а также углеводов, жиров. Будучи невос­требованными, все эти вещества вызывают нарушение естественного ба­ланса физиологических систем. При этом повышается артериальное давле­ние, тонус сосудов, усиливается работа почек, возрастает активность вегета­тивной нервной системы. Формируется так называемая симпатикотония -повышенная активность симпатического отдела вегетативной нервной сис­темы. Кроме того, избыточные концентрации указанных веществ, при их не­востребованности, могут вызывать повреждение различных органов и тка­ней. В некоторых случаях наблюдается обратный процесс - парасимпатико- тония, для которой характерны потливость, приливы жара, склонность к ожи­рению, сниженное артериальное давление и т. д. [Березин, 1988; Вальдман, Александровский, 1987].

Другой серьезной проблемой является монотонный характер труда. Его особенностью является высокая стереотипность операций с низкой общей активностью и высоким напряжением отдельных функциональных систем. Такое состояние сопровождается переутомлением, гиперфункцией, гипер­трофией одних систем и снижением или атрофией вследствие бездействия - других. При этом искажается течение физиологических реакций - форми­руются своеобразные функциональные «перекосы», которые служат осно­вой для развития разнообразных заболеваний или прогрессирования имею­щейся патологии [Елер и соавт., 1990; Зайчик, Чурилов, 2000; Китаев-Смык, 1983].

Труд в условиях низкой мышечной активности требует более строгого со­блюдения комфортности условий труда, а следовательно, и более стабиль­ных условий в рабочих помещениях. Поэтому адаптационные системы ока­зываются задействованными в меньшей степени, что со временем приводит к снижению их активности, а в сочетании с высоким психоэмоциональным напряжением - к формированию патологических адаптационных реакций.

Наиболее распространенным на сегодняшний день последствием непра­вильного образа жизни является так называемый сердечно-сосудистый ме­таболический синдром, или Х-синдром, или синдром инсулинорезистентнос-ти [Алмазов и соавт., 1999].

Снижение мышечной активности приводит к уменьшению использования жиров в энергетическом метаболизме. В сочетании с высокой умственной или другой психоэмоциональной нагрузкой создаются условия, искажающие нормальное состояние углеводного и жирового обмена. Кроме этого, высо­кие концентрации глюкозы вызывают высвобождение дополнительных коли­честв инсулина, однако уровень глюкозы остается повышенным, в результа­те отсутствия её потребления. Это ведет к искажению естественного меха­низма использования глюкозы (синдром толерантности к инсулину) и в по­следующем приводит к естественному нарушению выработки инсулина. От­сутствие потребления глюкозы мышцами при повышенных её концентраци­ях вызывает стойкое увеличение уровня глюкозы в крови при достаточной или повышенной секреции инсулина (инсулинонезависимый сахарный диа­бет), а также увеличение её концентрации в головном мозгу, сосудистой стенке, жировой ткани и других органах, куда она поступает без участия ин­сулина [Алмазов и соавт., 1999; Зайчик, Чурилов, 2000; Марри и соавт., 1993].

Со временем избыточные концентрации глюкозы в нервной ткани вызыва­ют повреждение миелиновых волокон нервных клеток. В стенках кровенос­ных сосудов нарушения, вызываемые избытком глюкозы, служат основой формирования атеросклеротических бляшек, а в жировой ткани она превра­щается в жир, приводя к избыточным его отложениям. Причем усиливается синтез в первую очередь липопротеидов низкой и очень низкой плотности (ЛПНП и ЛПОНП), т. е. именно тех фракций жиров, избыточные концентра­ции которых принимают активное участие в формировании склеротических повреждений. В результате начинают развиваться атеросклероз, ожирение и сахарный диабет, и в качестве вторичных их следствий - гипертония и ише-мическая болезнь сердца [Алмазов и соавт., 1999; Ганелина, Притыкина, 1987; Зайчик, Чурилов, 2000; Маршалл, 2002].

Факторами, существенно отягчающими течение описанных процессов, выступают злоупотребление кофе и алкогольными напитками [Алмазов и со­авт., 1999; Маршалл, 2002].

Все перечисленные причины приводят к снижению приспособляемости и устойчивости организма и составляют основу значительного числа заболе­ваний - в первую очередь тех, чьё развитие связано с нарушением исполь­зования кислорода тканями, т. е. функции тканевого дыхания.

Как можно заметить, в описываемых выше проблемах, стоящих перед че­ловеком в настоящие дни, существенное место занимают процессы, связан­ные с нарушением энергетических процессов в организме человека. Такая постановка вопроса в данной книге не случайна, ведь основным свойством пантовых препаратов и, в частности, пантогематогена, является способность оптимизировать энергетические процессы в организме, что определяет спо­собность этого препарата улучшать состояние организма при целом ряде за­болеваний и функциональных нарушений.

Какой же образ жизни способен максимально обеспечить сохранение здо­ровья? Многовековой опыт, накопленный медициной, говорит о том, что для поддержания здоровья крайне важны:

  • правильное питание;
  • рациональный режим труда;
  • полноценный отдых.

Существуют многочисленные примеры тому, что правильная организация труда, навыки защиты от стресса, соблюдение диетических норм и повыше­ние доли активного отдыха, особенно занятий спортом, дозированных в со­ответствии с возрастом, физической подготовкой и состоянием здоровья че­ловека, способны существенно улучшить его состояние или даже полностью избавить от проблем со здоровьем. Нет недостатка и в руководствах по каж­дому из перечисленных пунктов [Китаев-Смык, 1983; Павлоцкая и соавт., 1989; Хочачка, Сомеро, 1988].

Однако при кажущейся простоте представленной схемы её соблюдение представляет нелегкую задачу. Из всех перечисленных составляющих отно­сительно простым оказывается только соблюдение диетических норм.

Во всяком случае, оно в основном зависит от пунктуальности самого челове­ка. Соблюдение же режима труда и распорядка дня, контроль психоэмоцио­нальных нагрузок - эти меры в значительной степени связаны с внешними причинами, управление которыми со стороны самого человека чаще всего затруднено или даже невозможно [Елер и соавт., 1990; Лищук и соавт., 1990].

Существенные проблемы имеются и в организации активного отдыха. Ес­ли рабочий день был очень напряженным в психоэмоциональном отношении, то значительные физические нагрузки нежелательны, так как могут вызвать перенапряжение различных физиологических систем и привести к развитию патологии или ухудшению течения уже имеющегося заболевания. В то же время именно в эти периоды человек испытывает максимальную потреб­ность в активном отдыхе. Занятия спортом требуют значительного времени и некоторых специальных условий (особенно в Сибири), спортивного инвен­таря и помещений. Тренировки на улице, особенно в зимний период, созда­ют дополнительные нагрузки на системы адаптации. Кроме того, резкий пе­реход от малоподвижного образа деятельности в течение дня к интенсивным физическим нагрузкам также небезопасен [Меерсон, Пшенникова, 1988].

В решении этих проблем, периодически или регулярно возникающих у че­ловека при организации здорового образа жизни, существенную помощь мо­гут оказать биологически активные добавки к пище и лекарственные препа­раты с тонизирующими и ноотропными свойствами.

Термин «ноотропный» в приложении к лекарственному препарату или БАЦ означает, что данное средство способно улучшать умственную и физическую работоспособность, мыслительные процессы, память, а также защищать центральную нервную систему от перенапряжения при высоких психоэмоциональных нагрузках. Применение БАЦ смягчает влияние состояния психоэмоционального напряжения на внутренние органы и системы организма, улучшает обмен веществ, в первую очередь, энергетический, чем облегчает переход от состояния покоя к активной физической деятельности, повышает степень энергообеспеченности организма даже при низком уровне физических нагрузок. Сказанное в полной мере относится к пантогематогену.

Ноотропные препараты сегодня - одно из наиболее современных и быст­ро развивающихся направлений в фармакотерапии развитых стран мира. Они применяются для коррекции и профилактики разнообразных астеничес­ких состояний, для восстановления функции нервной системы после перене­сенных травм мозга, тяжелых инфекционных заболеваний, широкого круга нервно-психических расстройств. В России эти препараты применяются ог­раниченно, так как российские медики пока не накопили достаточного опы­та по ноотропной терапии многих заболеваний. В связи со сказанным активность этих препаратов недостаточно освещается в вузовских курсах, нет до­статочно полной информации (русскоязычной) и об опыте их применения.

Тем не менее, в нашей стране на протяжении последних 40 лет активно изучались и внедрялись в медицинскую практику средства, очень близкие по своей активности к классическим ноотропным: препараты женьшеня, ара­лии, элеутерококка, заманихи, лимонника, золотого корня, левзеи (маралий корень); препараты на основе продуктов пантового оленеводства, получив­шие в отечественной литературе название адаптогенов. Это средства, в ос­новном, растительного или животного происхождения. Их характерной чер­той является мягкое тонизирующее действие. В отличие от классических психостимуляторов, яркими представителями которых являются кофеин и фенамин, эти мягкие тонизирующие средства не нарушают контроля над чувством усталости. При их применении не происходит чрезмерного истоще­ния энергоресурсов, наоборот, отмечается их более высокая сохранность.

Среди таких средств особое место принадлежит БАД и лекарственным препаратам на основе продуктов пантового оленеводства. Они существенно отличаются от группы растительных средств по механизму действия. Актив­ность растительных препаратов обусловлена входящими в их состав вещес­твами (сапонинами, флавоноидами, антоцианами, полифенолами, экдисте-роидами и др.), которые проявляют, в основном, стабилизирующий эффект, направленный на мембраны клеток в организме человека, на нервные во­локна. Действие растительных средств угнетает процессы перекисного окис­ления липидов и активирует гипофиз-адреналовую систему.

Пантовые препараты содержат большое количество веществ регулирую&щей природы - кининов, аминокислот, фосфолипидов, участвующих в поддержании активности и стабильности энергетических и пластических процессов в организме, регулирующих процессы воспаления, иммунитета и т. д. Основным функциональным отличием пантовых адаптогенов от растительных является то, что последние повышают сопротивляемость организма, ограничивая вредное влияние внешних факторов, в то время как пантовые препараты повышают возможности собственной резистентности организма [Воронина, 1989; Яременко, 1990; Goldberg et al ., 2000].

Важно отметить, что источником пантовых продуктов является организм теплокровного животного, поэтому по своему происхождению эти вещества идентичны или предельно близки к аналогичным естественным регуляторам в человеческом организме.

Использование этих БАД, с точки зрения эволюционной физиологии человека, - далеко не новое явление. В прошлом, практически всегда и повсеме­стно, человек потреблял с пищей значительное количество тонизирующих средств как животного, так и растительного происхождения. Условия сегод­няшнего дня рождают необходимость специального применения этих ве­ществ в виде биологически активных добавок к пище.

Образ жизни наших предков и характер их питания существенно отлича­лись от современного. Доля физического труда была существенно выше, да и уклад жизни был более спокойным. Однако потребность в тонизирующих добавках имела место и тогда. Существовали вековые традиции применения специальных средств для повышения работоспособности в ответственные пе­риоды: перед военными сражениями, длительными походами, сложной, тяже­лой работой. Были известны средства профессионального назначения, с по­мощью которых, например, «вытравливали легкие» у царских скороходов. Эти средства начинали принимать за несколько дней до «пробега», чтобы об­легчить дыхание при многочасовой нагрузке.

Описано применение специальных снадобий для ратников. Ими на протя­жении нескольких лет поили мальчиков, которым в будущем надлежало по­святить себя боевым искусствам, для усиления роста мышечной массы, вы­носливости и напористости в бою. Упоминаются «зелья» для охотников, сни­мавшие «сонную одурь» или защищавшие от переохлаждения.

В старой Руси были широко известны традиции составления специальных напитков девятитравников и сорокатравников, названия которых говорят са­ми за себя. Употребление этих напитков считалось совершенно обязатель­ным для сохранения здоровья, а нередко являлось составной частью религи­озных или мистических ритуалов. Рецепт приготовления и качественный со­став ингредиентов, входящих в эти напитки, был индивидуален для каждой деревни, а иногда и для каждой отдельной семьи.

Жители Сибири и Крайнего Севера традиционно потребляли очень боль­шое количество мяса по сравнению с растительными продуктами. Большую долю составляли продукты животного происхождения и в арсенале лечебных средств. Использование преимущественно продуктов животного происхожде­ния обеспечивало необходимую резистентность в жестких условиях Сибири и Крайнего Севера, а также позволяло обходиться без витаминов. Интересно, что в странах Юго-Восточной Азии, где во фруктах и овощах содержание ви­таминов низко, традиции народной медицины также широко практикуют ис­пользование животных продуктов. Применение крови и специально изготов­ленных «снадобий» из крови или органов животных (сердца, печени, желез внутренней секреции) широко известно в прошлом у народов всех континен­тов. Секреты их изготовления в настоящее время практически утрачены. На­верное, не стоит серьезно сожалеть об этом. Изменившийся мир ставит пе­ред людьми иные задачи, и средства их решения должны быть также иными.

Во многих биологически активных добавках к пище, обладающих профи­лактическими свойствами и способствующих улучшению эффективности ле­чебного процесса, в качестве основных действующих составляющих исполь­зуются препараты, именуемые в отечественных научных и научно-популяр­ных источниках адаптогенами. Ведущим механизмом действия адаптоген- ных препаратов считается их способность влиять на течение общего адапта­ционного синдрома.

У пантовых препаратов адаптогенные свойства представлены особым об­разом. Растительные адаптогены проявляют свое действие за счет опреде­ленной группы веществ (например, сапонины у женьшеня), которые, соеди­няясь с мембранами клеток и не влияя на их активность в определенных, как правило, функционально оптимальных, пределах, ограничивают в то же вре­мя выход биологических систем за рамки этих пределов. Таким образом, ор­ганизм оказывается поставленным в некоторые функциональные рамки.

Физиологическая активность пантогематогена проявляется за счет совер­шенно иных механизмов. Как показали исследования последних десятиле­тий, в организме существует система регуляторов белковой природы, кото­рые посредством иммунной системы оказывают воздействие на все физио­логические процессы [ Sakata et al ., 1994; Nishimura et al ., 1996; Kim et al ., 1997; Elies et al ., 1998]. По мнению лауреата Нобелевской премии Нильса Йерне, эти регуляторы образуют между собой коммуникативную сеть, напо­минающую мозг по принципу своей работы [Из: Эпштейн, 2003].

Именно комплекс этих регуляторов, взятый в период высокой функцио­нальной активности у молодого, здорового и физически сильного животно­го, переносится в организм человека вместе с пантовыми препаратами. Главным их свойством является способность оптимизировать течение энерге­тических процессов в организме, и этим они выделяются из общей массы средств, именуемых адаптогенами. Причем, оптимизация энергетического обмена, как это будет показано в дальнейшем изложении, под влиянием пантовых препаратов происходит под воздействием естественных регулято­ров физиологических и биохимических реакций.

Написать комментарий [отменить ответ]

Внимание: HTML разметка не поддерживается!!

Статьи по теме:

Все статьи раздела